Обзор акустических систем Spendor SP1/2R
Юрий Волобуев
Итак, в терминологии Спендор, «классичекий трёхполосный монитор», размерности «два кубических фута».
Spendor BC-1
Во многом наследник легендарной модели Spendor BC-1, хотя с теми АС его роднят только семейные ценности и размеры (как самих АС, так и драйверов). Ибо и материал корпуса (фанера) и головки (bextrene и металлические купола ВЧ) были в BC-1 совсем другие.
Кстати, в разработке BC-1 принимали участие как Спенсер Хьюз (основатель Spendor), так и Дадли Харвуд (основатель Harbeth). Оба инженера тогда работали над проектом «большого монитора» BBC. Вот откуда «растёт» похожесть дизайнов обеих фирм.
В более менее похожем на сегодняшний виде эти АС появились в 1990 году как разработка сына Спенсера и Дороти Хьюз, Дерека Хьюза, под названием SP1/2 (двойка после дроби означает вторую генерацию АС этой модели, первая называлась SP-1 и также была сконструирована Спенсером Хьюзом, со второй генерацией её роднит лишь главный драйвер из полипропилена).
Корпус из тонкостенной MDF с внутренним демпфированием тонкими пластинами из специального битумного состава, СЧ/НЧ головка с конусом из запатентованной Хьюзом разновидности полипропилена (ранее, до изобретения материала RADIAL, таким же полипропиленом пользовались на фирме Harbeth). Головка называется «восьмидюймовой», хотя, как и в большинстве других АС самых разных фирм, диаметр её измеряют почему-то по внешнему размеру «корзины», сам же конус в диаметре примерно 160 мм. Поверхность конуса обработана каким-то составом, нарочито грубо нанесённым вручную (видны следы кисти). Кстати, несмотря на то, что монитор трёхполосный, на самом деле это, фактически, двухполосная АС с супертвитером.
Ибо два других динамика – это ВЧ головки фирмы Scanspeak – 38 мм основная и 19 мм супертвитер. Думается, такой дизайн обусловлен именно применением 38-мм ВЧ головки, которая, возможно, имеет уникальные для совместной работы с главным динамиком характеристики.
SP1/2
А 19-мм пищалка осуществляет лёгкую помощь в виде создания пространственной информации и обработки самых высших обертонов (хотя я, возможно, совсем не прав). Во всяком случае, в SP2/3, более младшей модели, 19-мм пищалка трудится вместе с таким же СЧ/НЧ динамиком вполне себе не испытывая нужды в экзотической нынче 38-мм головке.
Колонки фазонверторного типа, два отверстия на передней панели, внутренняя поверхность труб проложена поролоном (очевидно, для минимизации характерного призвука). Грили имеют «несъёмный» дизайн, то есть, заподлицо утоплены в переднюю панель, по краям которой есть бортик. Никаких вспомогательных средств для снятия грилей не прилагается, их приходится буквально выковыривать, чтобы осмотреть состояние головок (здравствуй, паранойя!) или сфотографировать их.  
АС сконструированы таким образом, чтобы наилучший результат достигался с грилями, я провёл опыты и утверждаю, что так оно и есть. И это к лучшему. Несмотря на то, что вид открытых динамиков не может не радовать аудиофила, приходится признать, что грили намного практичнее – и как защита от пыли, и как средство уберечь нежные материалы от любопытных детских пальчиков. 
Но что-то я задержался на унылых технических подробностях. Итак, звук. Я не буду указывать отдельно достоинства и недостатки, просто опишу звук, как есть, а уж каждый сам для себя решит, плох или хорош тот или иной нюанс звучания. Как и положено мониторам, эти АС имеют замечательно ровный тональных баланс (по крайней мере, в большей части диапазона) и практически бесшовное сопряжение головок – мне так и не удалось услышать каких-либо аномалий. АС представляют собой любопытную смесь нейтральности и одновременно привнесения собственного характера звука (парадокс, но иначе мне эту мысль донести не удаётся). На ВЧ чувствуется постепенный лёгкий завал в направлении к верхней части диапазона, сами ВЧ очень чистые и прозрачные, иногда почти бестелесные, и никогда – агрессивные (что в принципе не есть хорошо, всё же).
В сочетании с каким-то магическим свойством главного динамика маскировать цифровые искажения, сохраняя при этом всю остальную детальность и замечательную микродинамику, это делает Спендоры-классики одними из самых комфортных громкоговорителей.
Ты слышишь всю информацию, но практически никогда – цифровую жесть на ВЧ или неестественную «шершавость» человеческого голоса. Эти АС можно слушать бесконечно долго на любой громкости, утомление от них не наступает никогда.
Spendor SP1/2R
Да, если вернуться к ВЧ, то стоит сказать, что на них всегда присутствует некоторый «сладковатый» окрас, очень лёгкий, но всегда заметный. Бас очень «tuneful», ни следа однонотности (за исключением поп-записей, где она просто есть как данность), одно удовольствие. Нигде не чувствуется вредного влияния фазоинверторов, да и сами они никогда не слышны. При этом бас лишён «резиновости» и тупого неестественно сухого удара, но и одновременно не «цветёт» и не гудит. Кстати, о гудеже.
Очень любопытная вещь. Исходя из конструкции (тонкостенные задемпфированные MDF-панели с минимумом звукопоглощающих материалов внутри) можно подумать (особенно постучав костяшками пальцев по корпусу и услышав звук пустого ящика), что при работе этих АС будут явственно слышны какие-то корпусные призвуки. Пальцем в небо! Их нет.
Очевидно, такая конструкция корпуса влияет на поразительную лёгкость, с которой играют эти колонки. Полная непринуждённость, отсутствие натужности и механистичности – одно из лучших свойств АС. Другое, не менее замечательное – знаменитая “Spendor magic” или “midrange magic”. Есть реальное ощущение, что АС просто «поют», ощущение отсутствия за ними всего тракта. При этом нельзя сказать, что они лучшие в тембральном разрешении или построении пространства, или что инструменты звучат на них особенно достоверно.
Но вот эти лёгкость и «пение» (а может одно – следствие другого, не знаю) – они просто завораживают. Наследие BBC – человеческие голоса особенно реальны, до мурашек по спине. Каким-то образом в сочетании с Naim Спендорам удаётся выправить некоторую (знаменитую, нарочитую) нэймовскую тембральную небрежность, хотя свойство выносить вокал вперёд никуда не девается.
Опять-таки, нельзя сказать, что нет окраса – полипропилен ведь! – и, наверно, бумага даст более естественный для слуха окрас (всё равно окрас, только другой), но, повторюсь, есть ощущение реальности происходящего.
При этом Спендоры, будучи всё же действительно хорошо тонально сбалансированными мониторами, всегда накладывают на музыку эдакую романтическую и лирическую лакировку, привносят какие-то эмоции, которых, возможно и нет в какой-нибудь записи со строгим и аналитичным исполнением.
Spendor
Колонки способны потрясающе держать темп и ритм и синхронизировать музыкальные события – следствие отличных микродинамических способностей. Притом, что они явно не «быстрые», и некоторой хлёсткости в передаче акустических инструментов им явно не хватает, хотя на самом деле эта хлёсткость, превращающая все атаки всех инструментов в подобие малого барабана лишь приятное аудиофильское украшение.
Так вот, снова возвращаясь к этой пресловутой лёгкости воспроизведения.
Она сохраняется в достаточно большом диапазоне громкостей, вплоть до самой большой, и вы даже не сразу заметите, что АС начали выбиваться из сил, настолько им удаётся держать свою непринуждённую подачу. Впрочем, громкость при этом будет очень большая. Даже на уровне выше среднего колонки заполняют звуком всё помещение. И при этом наблюдается интересный эффект. Они довольно-таки узконаправленные, причём во всём диапазоне, требуют ориентации на слушателя, чтобы вытянуть детальность.
Эффект в том, что вне пределов sweet spot мы лишь теряем детальность, но сохраняем вот эту наполненность пространства звуком, а с ней и весь музыкальный смысл, одинаково воспринимаемый в любой точке помещения. Колонки замечательно работают на малой громкости, их свойство не менять тональный баланс от уровня сигнала здесь работает на ура. С понижением громкости постепенно исчезает масштабность и вот это «заполнение» помещения, но чёткость, разборчивость и «правильность» саунда сохраняются в полной мере. Отличные АС для интимных ночных прослушиваний.
Кому бы я порекомендовал данную акустику? Точно не аудиофилу, стремящемуся к музыкальной правде без прикрас, или желающему услышать все нюансы шумов двенадцатого плана. Несмотря на то, что они располагают инструменты на широкой и глубокой панораме, не подойдут они и тем, кто охотится за сверхточной сценой. Не годятся, пожалуй, для брутала, хотя в принципе динамики им не занимать, и тот же King Crimson они отыгрывают на ура. А вот всем измученным цифрой и стрессом на работе меломанам, бессознательно пытающимся реализовать своё стремление к «сонному и потному»… простите, «мягкому и тёплому» ™ звуку, я бы посоветовал послушать эти колонки с «честным» нейтральным трактом, транзисторным или достаточно мощным (ватт от 30) ламповиком, причём не стоит особо бегать за дорогим «однотактным раем», вы всё услышите и на скромном пуш-пулльнике.
Прекрасно подойдут так же тем, кто воспринимает музыку целостными образами, а так же любителям вдумчивых прослушиваний и ценителям нюансов, с которыми, благодаря отличной микродинамике, колонки справляются весьма успешно. По плечу им и старый рок (в меру тяжёлый) и джаз, блюзы и классика. Для «электроники» приобретать эти АС не имеет смысла, так же почему-то на меня не произвели особого впечатления аудиофильские диски, возможно благодаря тому, что колонки затушёвывают второстепенные детали, коими так богаты записи для выяснения влияния кабелей на разборчивость шумов за дверью студии.
SpyLOG
Рейтинг@Mail.ru
HotLog
Все права защищены © 2003-2013. Разрешается использование материалов при условии указания ссылки на сайт http://inthouse.ru/
jazz012 @yandex.ru
+7 (926) 906-6548
vot2@mail.ru
+7 (495) 771-2800